Тупиковый путь. На дне. American edition Оставляющий равнодушным на поверхностном уровне, слишком простой сюжет, от которого перестаёшь вообще чего-то ждать, едва досмотрев до середины. Вглядываться в происходящее не хочется, да вроде и не во что. «Земля кочевников» Америку не открывает: про то, что мировая экономика готова до последнего эксплуатировать нуждающихся, известно давно, да и что принципиально нового можно сказать на эту тему? Почти два часа смотреть на то, как люди пытаются выжить, кочуя из штата в штат в поисках сезонной работы, радуясь, что стали рабами за зарплату, пусть её и платят за мытьё общественных уборных. На этом фоне все сентенции на тему высшего предназначения в духе: «все мы сделаны из звёзд» и «I`m not homeless, I`m houseless» звучат как-то романтизированно и наивно в рамках системы, которая постоянно даёт о себе знать. И главная героиня стоически сносит все трудности, после чего глаз оператора, а за ним и зрителя, отдыхает на красивом, мистическом пленэре с восходами и закатами, вековыми деревьями в лесу, полыми внутри камнями и скалами (на большом экране всем этим прям любуешься). У меня вообще было ощущение, что оператор буквально бегом бежал снимать природу, едва его выпускали из четырёх стен, будь то фабрика, чей-то дом или очередная прачечная на дороге. К слову, одна из пяти (!) номинаций на Оскар у фильма именно за операторскую. И, если дадут, будет заслуженно: Джошуа Джеймс Ричардс сумел найти красивое и превратить эти вкрапления в отдушину для героини (и зрителя) перемежая с планами серого безрадостного пути, по которому она вынуждена идти. Только вот опять же в рамках системы, в которых она как ни крути-ни колеси, остаётся, и лес, и вода, и воздух, и земля, та самая, которая вынесена в название фильма, всё это, при кажущейся широте и необъятности, на самом деле… конечно. Как говорил один из героев Гессе: «этого воздуха и этой земли может не стать, воздуха нам когда-нибудь не хватит, а земля уйдёт у нас из-под ног». Суть разрушительной системы такова, что выжать надо максимум из всего: будь то природные ресурсы или человеческие. Система -паразит, фильм про которую в прошлом году завалили Оскарами, и который из -за ошибки в переводе названия (почему-то на русский упорно переводили во множественном числе) порождал пустые дискуссии на тему «Кого же из героев считать паразитами» (хотя паразит на самом деле там один -система). И фильм «Земля кочевников» не об эскапизме и обретении свободы, не о поиске себя (героиня абсолютно статична на протяжении всего фильма, встречи с другими людьми ничего не меняют в ней); я бы назвала его road movie of decay. Высказывание Хлои Чжао ценно тем, что она сумела, используя все возможности киноязыка и своего оператора, если не показать в полной мере, то хотя бы намекнуть на тупиковость этого пути.